Официальный сайт врача-психотерапевта Игоря Юрова
Современный подход к лечению тревоги и депрессии в Москве
Как стать заметнее
""Ты, царица, всех милее!", 2012"

© Игорь Юров, врач-психотерапевт

Ты, царица, всех милее! или Что сделать, чтобы меня заметили? 

Журнал «Наша Психология», №10, /67/, октябрь, 2012

Как стать заметнее

Читателю, не говоря уже об авторе письма, может показаться, что я вместо сочувствия подверг уничижительной критике девушку, душа которой лишь очень чувствительна, как к своей, так и к всеобщей серости, однообразию, унификации. Нет, это не критика, не равнодушие, возможна лишь некоторая популяризация ответа, поскольку вопрос задается не в ходе личного консультирования, а через журнал, и мой ответ должен хоть в какой-то коснуться любого из читателей.


Вопрос:

«Помню, в школе мне хотелось быть похожей на одноклассницу, которая, как приходила, все ее обступали, обсуждали ее прическу, новую одежду и даже куклу Барби. Но нас с подружкой назвали «утками». Никто нас не обижал, как это бывает среди детей, но и внимания на нас не обращали. Так мы и доучились – вроде бы как со всеми, но вдвоем. Потом она вышла замуж и уехала в другой город, а у меня в университете было все то же самое, только уже не было даже подружки. Если я и подходила к кучке что-то бурно обсуждающих одногруппников и вставляла свое мнение, то до второй реплики уже не доходило – все равно никто меня не то, что не слушал – не слышал. Я ждала, когда окончу университет, думала, во взрослой жизни все в одночасье изменится. Не изменилось. Я сменила ни одно место работы, но все также сижу незаметно в своем «углу». Коллеги даже когда про меня говорят, то так, будто меня нет, когда обсуждают мою работу. Что сделать, чтобы меня заметили? Я не глупая, ответственно отношусь к своей работе, я не голубоглазая кукла-красавица, но довольно приятной внешности. Пробовала ярко, экстравагантно одеваться – никто даже не взглянул. Условия на работе меня устраивают, и я не хочу ее менять, тем более, что понимаю, куда бы ни пошла, отношение ко мне не изменится».


«Тебе не нужно быть привлекательным, чтобы тебя поняли, тебе не нужно быть богатым и знаменитым, чтобы быть лучшим. Ты только должен отдавать больше, чем у тебя когда-либо было».

Мадонна 

«Мне нравится моя работа, я развлекаю людей, и это прекрасно. Но если я спасу чью-то жизнь, это принесет больше пользы. В моей жизни будет больше смысла».

Анжелина Джоли 

«Настоящее одиночество — это общество людей, которые тебя не понимают».

Шэрон Стоун

Пожалуйста, обратите внимание на самое первое описание вами своей проблемы — «мне хотелось БЫТЬ ПОХОЖЕЙ на одноклассницу», и главный вопрос – «что сделать, чтобы МЕНЯ ЗАМЕТИЛИ?» Тема уподобления кому-то (а лучше – носителю самого яркого, экстравагантного образа) ради привлечения внимания кого-то (а лучше – всех, ведь о ком-то отдельно, например, о любимом человеке, речь не идет) — основная и, пожалуй, единственная тема вашего письма.

Как обрести внимание окружающих? Обрести даже не свое место под солнцем, не себя настоящую, не собственную систему ценностей, не личное пространство и свободу для творческой деятельности, не шанс для создания семьи или искренних личных отношений, а именно «заметность» — внешнее внимание, чисто визуальная привлекательность, восхищение абстрактного большинства. Неужели это то единственное, что необходимо для счастья? Неужели главная и единственная цель состоит в долгожданном ответе зеркальца – «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее!»? Понимаю, что могу преувеличивать, возможно, далеко не всеобщее внимание вам столь необходимо, но отсутствие в вашем письме какой-либо конкретики на этот счет, а также описание попытки просто «экстравагантно одеваться» для большей заметности не оставляет мне никаких других вариантов, как считать, что вы чувствуете потребность именно в недифференцированном внимании, т.е. просто привлекательности для тех, кто в данный момент вас окружает, и не важно, кто это, и на что вообще направлен его интерес.

Кстати, на что, точнее, на КОГО обращать внимание? КОГО ценить? КОМУ отдавать предпочтение? Вам? А вы – это кто? Вы не обозначаете ни специальности, ни интересов, ни личных убеждений, предпочтений, потребностей, кроме, естественно, потребности во внимании. Чем вы особенны? Что должно возбуждать интерес, другими словами — как вы презентуете себя? Даже пытаясь читать между строк, я вижу только то, что вы — девушка 24 лет, которую в школе сравнивали с уткой, а сейчас она обладает «приятной внешностью», «не глупа» и «ответственно относится к своей работе». Вообще, это не так уж мало, только все-равно остается непонятным – к какой работе вы «относитесь ответственно», если «сменили не одно место работы»? Как «утка» все же обрела «приятную внешность»? Это же прямо, как в сказке, превращение «гадкого утенка» в прекрасного лебедя! Факт такого позитивного преобразования для молодой женщины крайне значителен и априори подразумевает также и привлекательность для окружающих, особенно, противоположного пола. Так чего же еще не хватает?

Вас «никто не обижал, как это бывает среди детей», значит, вашему включению в жизнь общества ничто серьезно не повредило. Все школьные годы вы были «вдвоем» с подругой, значит, как минимум, в этот период времени вы не пострадали и от одиночества. У вас высшее образование, вы востребованы профессионально, не глупы и наделены приятной внешностью. В отличие от множества женщин, также страдающих проблемой недостатка внимания, вас совершенно не беспокоят типичные опасения не полюбить или не быть любимой, не выйти замуж, не обрести семью, не стать матерью – по крайней мере вы об этом даже вскользь не упоминаете. (Ну, хоть первая и/или неразделенная любовь у вас была?!) Наконец, я не могу совсем не упомянуть и о том, что многих девушек помимо внешней привлекательности немало беспокоят темы духовности, нравственности, личностной зрелости, креативности или просто — полезности и нужности кому-то и для чего-то в этой жизни. В 17-18 лет, может быть, еще рано, но 24 года явно пора хотя бы начинать об этом задумываться. Все заглушает единственная боль — «ЧТО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ МЕНЯ ЗАМЕТИЛИ?!» Никаких других вопросов вы не задаете.

Вас даже не волнует вопрос — ПОЧЕМУ вы оказались в такой ситуации? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ на вас так реагируют, точнее – НЕ реагируют окружающие? Неужели при столь высоком уровне значимости самой проблемы, вас не интересует ее происхождение? Все это заставляет меня считать, что сейчас вам не нужно ничего, кроме как получить в свое распоряжение нечто вроде «психотехники эффективного привлечения внимания окружающих». Что ж, возможно кто-то из псевдопсихологов вам такую предложит. Но что вас ждет в случае достижения даже гипотетического успеха? Королеву взоров неизбежно постигнет участь Голого Короля из сказки Андерсена: однажды чей-то искренний, возможно, по-детски наивный голосок (обычно такой голос слышится в самый неожиданный момент из собственной души) воскликнет – «А на кого смотреть? На того, кто имеет лишь одну насущную потребность во всеобщем внимании, чья главная проблема — недостаток популярности, кому внимание требуется даже не для достижения какой-то цели, а просто само по себе»?

Даже если и так, если вы по-настоящему страдаете (страдание – вещь глубоко субъективная) от своей «утиной» серости и незаметности, тогда ЧТО в себе вы хотите выделить, подчеркнуть, ЧТО именно хотите сделать заметным, ЧТО заслуживает привлечения любознательных или любопытных взоров, ЧТО вы считаете достойным созерцания, ЧЕМ хотите обогатить зрителя, КАКУЮ ИМЕННО ПОЛЬЗУ для себя и для него вы в этом находите, к ЧЕМУ ВЫ СТРЕМИТЕСЬ, желая привлечь внимание окружающих, кого именно из них – коллег, родственников, мужчин, женщин, бизнесменов, политиков, театралов, литераторов, фанатов, сильных мира сего, среднестатистического гражданина… Внимание КОГО?! Ведь у каждого человека, не говоря уже о целой социальной группе, интересы направлены на совершенно разные цели, образы и смыслы. Внимание К ЧЕМУ?! К вашей фигуре, одежде, макияжу, поведению, манерам, характеру, интеллекту, творческим способностям, духовным качествам, профессиональным навыкам? И наконец – ДЛЯ ЧЕГО?! Для ощущения полноты жизни, для создания семьи, для личного счастья, для поднятия настроения, для общего тонуса, для карьерного роста, для успешного сценического имиджа, для того, чтобы скрасить чувство бессмысленности существования? Ответьте на эти несложные вопросы – и действуйте – развивайте, подчеркивайте в себе то, что сочтете необходимым, что вам просто нравится в себе самой или на что чувствуете себя наиболее способной. Для ощущения жизненности вовсе необязательно лишь «блестеть» и «зажигать», даже больше того – всякий антураж когда-нибудь поблекнет, затмится или выйдет из моды – что будете делать тогда?

Вы всегда стремились к тому, чтобы стать заметной. А вы не рассматривали также вариант стремления СТАТЬ САМОЙ СОБОЙ? Вы пишите, что вы не глупая, тогда задумайтесь – а кто действительно становится «заметен», кто подобно поэтам «творит себе нерукотворные памятники»? Тот, кто только и мечтает о пьедестале или тот, кто значительную часть жизни посвящает тому, чтобы понять, кто он есть на самом деле? Очевидно – тот, кто ищет себя, формирует себя, кто становится личностью до того, как стать памятником. А вы… Ну, неужели только попробовали ярко, экстравагантно одеваться… Мне не верится, так не может быть. В тех же гламурных журналах можно начитаться интервью с самыми экстравагантными личностями, их судьбы изобилуют жизненным опытом, реальным современным смыслом, альтруистическими целями, многие из их высказываний не просто заслуживают внимания, а становятся афоризмами. Экстравагантность — лишь стиль, внешний имидж, который выбирают некоторые из них. У Шэрон Стоун высочайший IQ – 154 (для сравнения у Билла Гейтса – 160); Мадонна – писательница, композитор, режиссер, благотворитель, политик-правозащитник; Анджелина Джоли посвятила значительную часть жизни спасению больных детей государства Камбоджа, реально усыновила нескольких из них, получила официальный статус посла доброй воли Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, а в самой Камбодже в ее честь назван храм.

Читателю, не говоря уже об авторе письма, может показаться, что я вместо сочувствия подверг уничижительной критике девушку, душа которой лишь очень чувствительна, как к своей, так и к всеобщей серости, однообразию, унификации. Нет, это не критика, не равнодушие, возможна лишь некоторая популяризация ответа, поскольку вопрос задается не в ходе личного консультирования, а через журнал, и мой ответ должен хоть в какой-то коснуться любого из читателей.

Откуда берется ненасытная потребность во внимании? — От соответствующего голода в детстве. Это базисное чувство неудовлетворенности, вызванное недостатком проявления интереса к ребенку со стороны родителей, отсутствие выражения ими его ценности, значимости, нужности для них, отсутствие элементарного, уже достаточного для маленького человека уважения к его существованию, к простому факту его присутствия в семье. Игнорирование ребенка, невнимательность к нему уничтожают стремление к самореализации, скрывают те уникальные способности, которые, развившись в будущем, могли бы его характеризовать как личность. Так скрывается сама сущность души, потому что ей… просто не перед кем раскрыться! Остается лишь постоянная неудовлетворенная и потому неудовлетворяемая потребность во внимании. Ребенок не знал, как заинтересовать в себе родителей, как заявить о том, что он есть, что он существует, и он… не знает этого до сих пор. Он лишь готов на все, ради того, чтобы его заметили.

Прошлого не изменишь, но можно попытаться с максимальной категоричностью сказать о том, что можно сделать сейчас. «Сейчас» всегда можно сделать хотя бы немногое, а когда немногое сделано, оказывается, что можно сделать немного еще…

Амбиции