© Игорь Юров, врач-психотерапевт
Быть хорошей дочерью
или
Что нужно парализованному отцу?
Журнал «Наша Психология», №10, /55/, 2011
То, что вы называете агрессией, на самом деле, представляет собой целый конгломерат вызванных самой ситуацией тревожности, усталости, подавленности, неуверенности, беспомощности, бесперспективности, вылившихся в эмоциональную неустойчивость и раздражительность, которые, будучи усилены виной, кажутся вам агрессивностью. Такое состояние правильно называть дисфорией – расстройством эмоционального фона, характерного для депрессии.
Вопрос:
«Мой отец недавно перенес инсульт. В силу различных причин все родственники от него отказались и свалили его на меня. После развода родителей отец от нас ушел, я очень скучала по нему, мы редко виделись. Сейчас отец проживает со мной, мне тяжело за ним ухаживать из-за его частичной парализации и еще из-за того, что я помню его здоровым и молодым. Я чувствую себя виноватой и очень на него злюсь за то, что он болен. Подскажите, как избавиться от чувства вины и агрессии по отношению к больному отцу?»
Если вы осознаете эти чувства – вины и агрессии – значит, они уже у вас под контролем. Значит, агрессия уже не сможет никому причинить реального вреда, но это даже не агрессия. То, что вы называете агрессией, на самом деле, представляет собой целый конгломерат вызванных самой ситуацией тревожности, усталости, подавленности, неуверенности, беспомощности, бесперспективности, вылившихся в эмоциональную неустойчивость и раздражительность, которые, будучи усилены виной, кажутся вам сознательной агрессивностью. Такое состояние правильно называть дисфорией – расстройством эмоционального фона, возникшего под действием длительного внутреннего конфликта. В вашем случае — конфликта между объективной необходимостью заботиться об отце и субъективной потребностью быть «хорошей дочерью».
Итак, вы не агрессивны по отношению к отцу. Максимум – раздражены и обижены. Вы невротизированы всей сложившейся ситуацией. И невроз проявляет себя дисфорией – «мрачной раздражительностью», характерной для некоторых депрессий.
А теперь задайте себе вопрос: ухаживая за отцом, вы хотите обеспечить ему необходимую поддержку, или утвердить свои качества идеальной дочери? Возьмусь предположить, что, минимум, то и другое одновременно, а отцу при этом объективно требуется только первое! Вы культивируете в себе образ совершенной сестры милосердия, которая с жертвенным смирением без тени упрека приносит себя в жертву страждущему больному. Посмотрите на традиционные иконы – на них запечатлены непререкаемые образы святости, но насколько эти образы реалистичны? Возможно ли встретить действительного носителя такого образа, а если внешнее сходство и обнаружится, то насколько ему будет соответствовать внутреннее содержание?
Задумайтесь, что больше нужно сейчас вашему парализованному отцу – чистая постель, регулярное питание, своевременно подготовленные лекарства и консультации врача или совершенство вашего внутреннего мира? Станете ли вы лучше заботиться об отце, если опустошите свои чувства или насильственно подавите в душе абсолютно адекватные ситуации переживания? Возьмем самый идеальный вариант – представьте себя с выражением на лице блаженной любви в вашей реальной квартире у постели реального когда-то бросившего вас, а теперь парализованного отца. Вам нравится эта «картинка»? Много на ней практической пользы получает больной человек?
Знаете, в истории действительно существовали аскеты-подвижники, которые стремились в самые неблагоприятные условия, чтобы испытать и укрепить свой дух. Они шли на это сознательно, их целью была собственная святость. А какова ваша цель – поддержка отца или собственное соответствие высшим идеалам? Если последнее, то вина уместна, и более того – пожалуй, требуется еще большее покаяние. Если, все-таки, первое – то, причем тут вина? Вы так же, как и в случае с агрессией, просто делаете все возможное в рамках тех возможностей, которыми наделены.