Официальный сайт врача-психотерапевта Игоря Юрова
Современный подход к лечению тревоги и депрессии в Москве
Как найти причину несчастий
""Главная роль в театре абсурда", 2014"

© Игорь Юров, врач-психотерапевт

Приносящая несчастья или Главная роль в театре абсурда

Ежемесячник «Так Живем», №3, /132/, 2014

Статья психотерапевта Юрова Игоря об эгоцентрической позиции восприятия мира.

В этом мире все может быть. Абсолютно все. Особенно для человека, который привык ставить себя в центр мира. Возникает ли большая любовь, она возникает по той причине, что вы этого достойны. Случается ли великая трагедия, она случается опять же из-за вас, но со знаком минус — вы ничем не удостоены, разве что способны приносить несчастья. Но в любом случае — как же без вас?


Вопрос:

«Я много лет живу  в городе Л., всю свою сознательную жизнь, городок у нас маленький, все друг друга знают, но обо мне мнение совершенно ужасное, я и сама боюсь признаться себе в этом. Ситуация в следующем…я вышла замуж по большой любви, жили мы очень хорошо, но однажды мой муж ушел на работу и больше не вернулся… он был электриком и его убило током, словами не передать мое состояние, места себе не находила. Все его родственники обвинили меня, мол, я такая-сякая приношу несчастья.  Замужем я не работала, мы жили на зарплату мужа, но пришло время мне себя кормить самой, я устроилась на работу в местный магазин. Но через неделю произошло ограбление, хозяева обвинили меня и уволили. Мне было очень трудно, и тут я встретила хорошего человека, мы стали жить вместе. Прошло полгода и он заболел, его положили в больницу, состояние очень тяжелое, диагноз не могут поставить. Может он заболел из-за меня?  Как жить теперь, я всего боюсь? Мне очень плохо, неужели и вправду я приношу несчастья?»


«Муж, находясь много месяцев в коме, пришел в себя. Его жена постоянно находилась рядом с ним. Открыв глаза, он сказал свой жене, сидящей у его постели: «Ты была со мной в самое трудное время. Когда меня уволили, ты поддерживала меня, когда в меня выстрелили и ранили, ты была рядом, когда мой бизнес прогорел, ты была здесь, когда мы потеряли наш дом, ты была со мной, когда мое здоровье стало совсем плохим, ты оставалась со мной. Ты знаешь, Марта, что я думаю?». — «Что, дорогой?» — улыбаясь, мягко спросила жена и ее сердце наполнилось теплом к мужу. — «Я начинаю думать, что ты приносишь несчастья».

Анекдот

Вульгарная народная мифология о «порчах», «сглазах», «проклятьях», «черных вдовах», «венцах безбрачия и т.п., к великому несчастью, очень распространена. Не будь этих очерняющих человека примитивных представлений, вы бы страдали только от одиночества и несправедливости, а так вам приходится переживать еще и по поводу внушенного (или, как говорят, психиатры, индуцированного) бреда. Может быть сказать «бред» по поводу живущих веками народных подозрений грубо? Может быть, это не совсем бред, может быть, в этом есть хотя бы частица народной мудрости? Если так, то миллионы замученных средневековой инквизицией, сожженных на кострах по обвинению в колдовстве женщин – «ведьм» пострадали заслуженно. Если так, то нет ничего страшного в том, что в отсталых селах некоторых современных государств (например, Индии) в смерти какой-нибудь коровы могут обвинить «подозрительную», вроде вас женщину, лишить дома и семьи, изгнать нагой выживать в лесу, а то и без суда и следствия всей деревней забить до смерти камнями, или сжечь вместе с «проклятым» жилищем.

К счастью, от реальных безнаказанных проявлений такой дикости мы ушли. Однако не ушли еще от дикости подобных представлений и подозрений в человеческих умах. Если бы ушли, то вы бы не писали это письмо, и не задавали бы свой главный вопрос – «Может он заболел из-за меня?…неужели вправду я приношу несчастья?».

Вы поддались окружающей паранойе, вы приняли эту дикость в себя, погрузились в бред и дошли до того, что уже вот-вот готовы принять его за правду. Почему так происходит? Почему не отбросить даже малейшую мысль о подобном, как некий абсурд? Вот, главный вопрос, который, как я думаю, следует задать в данной ситуации. Именно на него я считаю главным дать ответ. Я не знаю истории вашей жизни, поэтому сказанное мной будет лишь версией. Версией, скорее всего, не очень приятной для вас, поскольку речь пойдет о слабинке, уязвимости в вашей душе, или правильнее сказать — месте наименьшего сопротивления, через которое и проникает змеем весь этот бред.

Мой психологический анализ не рассчитан на то, чтобы попасть в «самую точку» и вскрыть «саму суть» ваших переживаний, для этого мне явно не хватает объективной информации; скорее, моя цель – раскрыть источник вашего суеверия — показать игру главной героини на сцене неосознаваемого ею «Театра абсурда».

Итак, занавес!

«Может, он заболел из-за меня?»

Может и из-за вас. В этом мире все может быть. Абсолютно все – особенно для человека, который привык ставить себя в центр мира. Возникает ли большая любовь, она возникает по той причине, что ВЫ этого достойны. Случается ли великая трагедия, она случается опять же из-за вас, но со знаком минус — ВЫ ничем не удостоены, разве что способны «приносить несчастья». Но в любом случае — как же без ВАС? Как говорится, «без воды – ни туды и ни сюды» — ни током электрика ударить, ни магазин ограбить, ни в больницу попасть – без вашего участия невозможно. Вот, никак и все, как бы странно и нелогично это ни звучало. Знаете, есть емкое народное выражение, по сути, метафора восприятия мира, которой я совершенно не намерен ни оскорбить вас, ни обидеть. Я даже сразу прошу прощения, если что. Звучит она так: «Каждой бочке – затычка». Не обижайтесь, задумайтесь, ответьте на вопрос – вам не приходилось в детстве, будучи маленькой девочкой, слышать в свой адрес подобные образные замечания?

Я так и представляю себе девчушку, которой до всего есть дело, которой надо быть в курсе всех событий и в центре всеобщего внимания, без которой не должно обойтись ни одно мероприятие, от которой не должна ускользнуть ни одна новость, которая должна побывать одновременно во всех местах, где происходит что-либо любопытное и утвердить свое мнение по каждому значимому поводу. Целый мир для этой девочки — как большая сцена, и не важно, какова по содержанию ее роль – романтическая, трагическая, мелодраматическая или комическая — важно, чтобы эта роль была главной! Чтобы и смех, и слезы, и восторг, и укор, и боль, и радость, и восхищение и негодование относились к ней! Были направлены на нее! Чтобы зал эмоционально реагировал на каждый ее шаг, интонацию, изменение мимики так же чутко, как оркестр реагирует на малейший взмах палочки дирижера.

Давайте последим за сценарием. Конечно, главная героиня выходит замуж ПО БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ. Иначе, просто быть не может – зачем спектакль без большой любви? И конечно, по всем законам драматического жанра эта любовь внезапно и бесповоротно прерывается, конечно, страдания героини усиливаются еще и совершенно абсурдными (но зато какова интрига!) упреками в ее адрес: в гибели электрика от удара током виновата его жена! Это она «такая-сякая приносит несчастья»!

Попутно замечу — здесь без иронии — сколько же тогда несчастий принесли жены и любимые женщины погибшим в горячих точках солдатам, заваленным в шахтах шахтерам, разбившимся летчикам, утонувшим подводникам, погибшим в огне пожарникам, и наконец, убитым током электрикам. Дальше снова ирония.

Во всем виновата женщина! Это она сорвала греховный плод и соблазнила Адама! На костер ее, под паранджу, в самый социальный низ… Нет? Ладно, хорошо – на… кухню. И чтобы такая «женственная» роль произвела максимум впечатления, к абсурдно-бредовым элементам сценария нужно добавить хоть немного мистических совпадений, а иначе зритель начнет зевать, или потянется в буфет. Конечно — ограбление! Причем именно тогда, когда главной героине «пришло время кормить себя самой» (заметим, какая трагедия, как это сложно в современном мире – «кормить СЕБЯ самой» — ни о детях, ни о престарелых больных родителях речи не идет!), сразу же через неделю после спасительного трудоустройства.

Далее сценарий принимает явно детективный оборот. Причем сколь не типичный – сотни ограблений банков, ювелирных магазинов, торговых точек отснято в кино и описано в детективных романах, но нигде еще грабительницей не оказывалась новенькая — голодная, одинокая, потерявшая любовь, всеми гонимая невзрачная сотрудница. Снова этот завлекающий зрителя абсурд, снова нелепые обвинения главной героини, которой скоро уже ничего не останется, как «заслуженно» принимать их на свой счет помутненным от ударов судьбы рассудком.

Но нельзя останавливаться на полпути, зритель должен пережить драму во всей ее полноте. И вот, последняя надежда на спасение, соломинка в неистовом шторме коллизий судьбы – встреча просто с «хорошим человеком» и спокойная совместная жизнь с ним. (Повторение «большой любви» сейчас было бы банальным, да и сюжет этот уже исчерпан.) Театр замер в ожидании, кармический меч занесен над поверженным, но еще способным выжить гладиатором: как «всевышний император» направит в этот раз перст судьбы – вверх или вниз? Неужели спасение, хэппи энд? Нет. Любить, так любить, терять, так терять, умирать, так умирать. Злой рок непреодолим. Но что происходит? Сценарий весьма не прост — концовка должна быть неопределенной и опять же немного мистичной, ведь только таинственное завершение оставит зрителя в предельном напряжении на долгое время. Поэтому «состояние тяжелое и диагноз не определен»… Все предшествующее содержание отходит на второй план, его затмили эмоции, разум не помнит всех нелепостей и странностей сюжета, внимание сосредоточено на заключительной реплике главной героини. Декорации убраны, нет ни любимых, ни больных, ни гонителей, ни обвинителей, они с успехом отыграли свою роль, направив главный эмоциональный вектор в самый центр сцены, в сердцевину душевной драмы, к решающему вздоху главной героини:

Как жить теперь, ведь я всего боюсь?
Мне плохо — вправду ль я несу несчастья?

Ни один мало-мальски разумный литературный критик не будет отвечать на такой вопрос буквально (очевидно, не будет этого делать и психолог), поскольку ответом на него является весь предшествующий спектакль. В этом вся привлекательность театра – он не учит прописным истинам, не разрешает логически таинственные загадки, он дает материал, энергию для переживаний. Поэтому сценарий жизни такой личности тоже обязан быть в чем-то не логичным, в чем-то мистичным, в чем-то просто нелепым. Главное, чтобы он будоражил не разум, а чувства. Со времен Шекспира мы знаем — главный вопрос всегда таится в чувствах, там же следует искать ответ: «To be, or not to be?» («Быть или не быть?!») – «Так неужели, вправду, я несу несчастья?» 

P.S. Ну, а если серьезно? Если без всех этих театральных аналогий? Так, неужели, вправду…? Конечно! Как же еще? Вы несете несчастья также непосредственно и очевидно, как убиваете на работе током электриков, грабите магазины и заражаете знакомых мужчин неизвестными науке болезнями. Вы, правда, делали это? Вы способны на это? Такое, в принципе, возможно? Вот, в чем вопрос…