Официальный сайт врача-психотерапевта Игоря Юрова
Современный подход к лечению тревоги и депрессии в Москве
Как помочь сотруднице
""Прежде всего - не навреди!", 2016"

© Игорь Юров, врач-психотерапевт

Прежде всего — не навреди!

Журнал «Наша Психология», №6 /100/, 2016

 

Статья психотерапевта Юрова Игоря в журнале "Наша Психология" о принципе "Не навреди!"

 

Прежде чем задаваться вопросом — «Как помочь?», следует задуматься о том, как не навредить помощью. Не стоит полагать, что заповедь «Primum non nocere!» («Прежде всего — не навреди!») существует лишь для тех, кто одет в белый халат и держит в руке скальпель. Нет, эта заповедь существует для всякого, кто полагает себя способным под каким бы то ни было предлогом внедряться в личное пространство другого человека.

 

Вопрос:

«Сотрудница тяжело переживает развод. Стала раздражительной, плаксивой. Постоянно допускает ошибки (она бухгалтер), а это сказывается на всем отделе. Уже ходят слухи, что ее уволят. Как можно ей помочь преодолеть свое состояние?»

 

Primum non nocere!

Прежде всего, не навреди!

Слова из клятвы Гиппократа

 

Как известно, помогать в ситуации, когда не просят помощи, дело не благодарное. А просит ли помощи ваша сотрудница? Если, да, то какой именно? Чем именно вы можете ей помочь? Ведь вы же не улучшите ее отношения с мужем. И не ускорите развод. И не поможете в разделе имущества, если проблема еще и в этом. Вы не успокоите ее словами, что «все будет хорошо», если в данный момент она переживает самую реальную катастрофу. А может быть, она именно сейчас должна понять, что все, как раз, предельно плохо, и дальше будет просто невозможно, если она, наконец, не предпримет самые активные действия, не сожжет за собой мосты и разрубит гордиев узел отношений? А может быть, развод, наоборот, нужно притормозить? Что если все совершенно наоборот – она должна увидеть и исправить проблему в себе самой, за что-то попросить у мужа прощения, возможно, первый раз в жизни встретить его горячим ужином и женской нежностью, а не словами – «где ж ты, негодяй, снова пропадал?!»

Вы говорите, «уже ходят слухи, что ее уволят» — а вам никогда не приходилось слышать истории о том, как главные в своей жизни импульсы к карьерному взлету и личному успеху люди получали в результате именно таких вот увольнений, происходящих  в самые тяжелые переломные этапы своей жизни.

Как помогать, не зная даже конечной цели помощи? А главное — как помогать, если о помощи не просят? Как своими действиями или даже словами не сотворить того, что в народе называют «медвежьей услугой»? Вы уверены, что ваша помощь не будет расценена, как грубое вмешательство в личную жизнь или даже судьбу? Вы можете быть уверены, что через годы не получите явный или скрытый упрек в том, что не будь ваших «добрых» советов, откажись она от вашей «помощи», и все у нее было бы хорошо? Вы слышали о том, что «дорога в ад вымощена благими намерениями» или аналогичное просторечное выражение – «не делай добра – не получишь зла»? Как вы думаете, почему при всей его несуразности оно бытует до сих пор? Может быть, даже вам самой уже приходилось «наступать на такие грабли»? Вы уверены, что сейчас это не случится в очередной раз? 

Не следует ли прежде чем задаваться вопросом — «Как помочь?», задуматься о том, КАК НЕ НАВРЕДИТЬ помощью? Не стоит полагать, что заповедь «Primum non nocere!» («Прежде всего — не навреди!») существует лишь для тех, кто одет в белый халат и держит в руке скальпель. Нет, эта заповедь существует для всякого, кто полагает себя способным ПОД КАКИМ БЫ ТО НИ БЫЛО ПРЕДЛОГОМ внедряться в личное пространство другого человека.

Скажите, пожалуйста, если в вашем офисе заискрила электрическая розетка, то не шарахаетесь ли вы от нее к телефону, чтобы вызвать электрика? А если в компьютере начала давать сбои основная рабочая программа, то не прикрепите ли вы скотчем на монитор лист с жирной надписью «НЕ ВКЛЮЧАТЬ!» до тех, пор пока не примчится «сисадмин» и не исправит все до последнего пункта? И если другая сотрудница, вытащив из-под стола отвертку, направится к розетке над вашим столом, или идущий с перекура коллега подсядет к вашему компьютеру со словами  — «та ладно, щас сами все поправим», то не будете ли вы готовы при необходимости своим телом прикрывать от них свое рабочее место и личное пространство?

Какие чувства у вас возникнут, какие мысли придут вам в голову в такой ситуации? Очевидно, что самой первой и самой нормальной, адекватной реакцией будет… испуг, страх, боязнь навредить, испортить, сломать, сделать еще хуже. Почему же, когда во всю «искрит», «виснет» или, тем более, полностью «ломается» человек, то мы готовы броситься к нему с самонадеянной уверенностью — «щас поможем, щас все исправим»? Будучи даже близким другом или подругой «сломавшегося» человека, чем мы будем отличаться от коллеги, который самоуверенно направляется «помогать» лучше работать НАШЕЙ розетке или компьютеру? Что раскроется в поведении «помощника», как не то, что его на самом деле не так уж заботит исход ситуации — что именно вам, а не ему, в итоге придется отвечать за противопожарную безопасность или за программный сбой, нарушивший работу всего отдела. Даже самый порядочный и отзывчивый человек, навредив, в таком случае лишь виновато пробормочет – «ну, извини, пожалуй, не надо было мне…». Но порядочный и отзывчивый – далеко не значит умный. Заметьте, умный в таких случаях не будет сразу «бросаться» на помощь, умный прежде всего подумает – как не навредить. И если он заподозрит вероятность причинить своей помощью еще больший вред, то… он не будет помогать! Он предоставит эту роль другому.

Множество порядочных отзывчивых сотрудников, бросившихся к вам со своими отвертками и проводами, шуршащих на ходу справочниками, скорее всего, посчитают его нерасторопным типом равнодушным к вашей беде. Он же в это время будет занят поиском тех вариантов решения проблемы, которые точно не навредят вам и при этом обязательно уменьшат, а не увеличат степень вашей ответственности, а главное – варианты помощи будут вам предложены НА ВАШ ВЫБОР. Возможно еще, что он осторожно обратится к вам с вопросом (ведь это ВАШ компьютер и ВАША розетка), что, быть может, просто нужно дать компьютеру еще время на перезагрузку, а розетка не выдержала только из-за того, что к ней недавно подключили не соответствующее по мощности устройство.

Итак, «помогая сотруднице преодолеть свое состояние», вы точно можете быть уверены, что не навредите ей своим участием? Если вы не просто отзывчивы, а умны, то — не можете, ни при каких обстоятельствах. Поэтому не участвуйте, не помогайте, и не пытайтесь помочь! ПРЕДЛОЖИТЕ(!) свою помощь и свое участие. Попытайтесь сделать это крайне ненавязчиво, лучше всего – в деликатно вопросительной форме. И только после получения не важно каким образом выраженного — словами или взглядом, но совершенно ясного утвердительного ответа, вы можете спросить сотрудницу о том, в чем именно, с ЕЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, могла бы состоять ваша помощь или участие. В 99 случаев из 100 ваша помощь будет состоять только в вашем участии. Все остальное сотрудница или решит сама, или разрешится со временем, или с помощью специалиста.