© Игорь Юров, врач — психотерапевт
Кто и как выживает в современном мире
Ежемесячник «Так Живем», №4, /157/, июль, 2016
Культ, идеология, религиозное учение, сектантское течение, общественно-политическое движение и вообще любое фанатичное увлечение сами по себе не являются психологической проблемой для своих адептов. Наоборот — это «способ решения» ими своих психологических проблем. — При вовлечении в культ или идеологию психологическая проблема больше или меньше растворяется в них, ослабевает, маскируется, переставая быть столь болезненной и травмирующей. Для человека это становится путем спасения, если хотите — он этим «лечится» от своей психологической проблемы. Это его зона безопасности и единственно возможной активности. Культы и идеологии будут существовать до тех пор, пока существуют детские психотравмы, дисгармоничное воспитание в семьях и генетически наследуемые аномалии личности.
Вопрос:
Вы спрашиваете – «Прежде всего – не является ли вегетарианство психологической проблемой»?
А является ли «психологической проблемой» увлечение йогой с погружением во все ее практики – асаны, медитации, аскетизм, очищения чакр и энергетических каналов, чтение мантр, неудержимые поездки в Индию в поисках мастеров и учителей йоги и, конечно же, целая философия восточной духовности, самоограничений вплоть до хождения по углям, лежания на гвоздях и закапывания себя на несколько суток в землю?
Является ли «психологической проблемой» вовлечение в эзотерику, магию, оккультизм со всеми их ритуалами, обрядами, предсказаниями, экстрасенсорикой, астралами, менталами, спиритическими сеансами, властью над духами, гаданиями на картах Таро, поисками тайного знания в самых необычных древних и современных текстах?
Является ли «психологической проблемой» увлечение всевозможными методами нетрадиционного оздоровления, очищения организма от шлаков, улучшения его биоритмов, моржеванием, лечебным голоданием, уринотерапией, траволечением?
Является ли «психологической проблемой» уход из мира в монастырь в поиске спасения души, покаяния, освобождения от греховных, страстных влечений, предание всей жизни одним лишь послушанию, посту и молитве, или безостановочное паломничество по святым местам, поиски мироточивых икон, святых источников, мест поклонения мощам, освящения и оздоровления себя и близких за счет вычитывания молитвословов, заказов сорокоустов, специальной расстановки свечей перед иконами, неизбежно сопровождающееся пренебрежением своим социальным статусом, профессиональным ростом и семейными обязанностями или, наоборот, превращением семьи в религиозную мини-общину, живущую по суровым домостроительным законам?
Является ли «психологической проблемой» занятия астрологией, хиромантией, гомеопатией, саентологией с созданием на этой базе целых лечебных и обучающих центров, «академий», привлечения тысяч людей, ищущих исцеления и самосовершенствования, получение от них огромных гонораров?
Является «психологической проблемой» увлечение татуировкой, пирсингом до превращения своего тела в художественный экспонат, на котором не остается ни миллиметра кожи, не подвергшегося окрашиванию или прокалыванию?
Является ли «психологической проблемой» вовлечение в общественные и формальные и неформальные движения, изучение и разработка разнообразных националистических, конспирологических, геополитических концепций, стремление изменить мир, провести глобальные социальные преобразования, готовность добиваться этого всеми мерами от энергичного вовлечения в политику до неудержимого стремления добровольно воевать в горячих точках?
Является ли «психологической проблемой» образ жизни байкеров, фанатов рока, постоянных посетителей ночных клубов, отъявленных футбольных болельщиков с их скитаниями по дорогам на мотоциклах, безостановочными путешествиями со всевозможными «приключениями» от одного рок-концерта, ночного клуба или футбольного стадиона к другому, сопровождающиеся непрерывным питьем алкоголя, курением марихуаны, употреблением «легких» наркотиков и психостимуляторов?
Является ли «психологической проблемой» одиночный туризм, пересечение морей на плотах, экстремальный альпинизм, лазание без страховок по небоскребам или блуждание по заброшенным подземным водосточным стокам?
Является ли «психологической проблемой» увлечение девушек диетами, модой, модельным бизнесом, пластической хирургией вплоть до превращения в аноректического монстра или в натуральную куклу Барби?
Является ли «психологической проблемой» фанатичный фитнес, бодибилдинг, пауэрлифтинг, трансформирующие тело в невообразимую гору мышц путем сочетания изнурительных физических тренировок со сложными схемами приема гормональных препаратов, биостимуляторов, комплексов протеинов, аминокислот, поливитаминов, впоследствии приводящее к патологическим изменениям в системах и органах?
Является «психологической проблемой» вегетариантсво…?
Для чего я растрачиваю место в газете на все эти описания? Очевидно, для того, чтобы в них вы увидели ответ на свой вопрос. Дело не вегетарианстве, в разумных пределах в нем нет ничего опасного, а группа крови, уж точно не причем. Дело в превышении этих разумных пределов, когда будь это вегетарианство или любое другое увлечение, интерес, хобби, оздоровительная методика приобретает характер всепоглощающего культа или идеологии.
Каждый вышеприведенный абзац может быть письмом, совершенно аналогичным вашему. Каждый вышеприведенный культ, идеология, религиозное учение, сектантское течение, фанатичное увлечение, общественно-политическое движение, которое может быть более или менее примитивным, более или менее сложным, более или менее опасным, само по себе не представляет психологической проблемы для своих адептов. Наоборот — это их способ «решения» психологических проблем, путем ухода или даже бегства от них. Для того культы и идеологии и существуют.
Психологическую проблему, порой очень серьезную — на уровне расстройства личности (психопатии) или даже психического заболевания можно ясно увидеть у человека (чаще всего личностно незрелого) до вовлечения его в культ или идеологию. Причем эта «психологическая проблема» настолько выражена и очевидна, что создает для него невозможность жить в стандартном социуме, развиваться интеллектуально и профессионально, быть ответственным за свою работу, семью и детей, искренне радоваться тем радостям и испытывать то удовольствие, которые в предоставляет собственно жизнь: для кого-то — это гармоничные семейные, интимные и дружеские отношения, профессиональные умения и навыки, для кого-то — социальный статус, карьера, бизнес, ощущение собственной самоценности; для кого-то — такие простые вещи, как вкусная еда, полноценный сон, захватывающие фильмы и книги, полезные, развивающие или просто радующие покупки и приобретения, путешествия, раскрывающие красоту и разнообразие природы и человеческих культур, спорт, хобби, творчество, доступ к невообразимому объему информации через интернет и многое, многое другое.
Определенный процент людей, действительно психологически не способен успешно и естественно жить в этом мире. Причины этого настолько многообразны, что все, на что я сейчас способен, — это вслед за автором письма обозначить их в общем, как «психологическую проблему».
При вовлечении в культ или идеологию эта «психологическая проблема» больше или меньше «растворяется» в них, ослабевает, перестает быть столь болезненной и травмирующей. Человек не может жить в общем мире, но зато он может жить в своем культе своей идеологией. Для него это путь спасения, если хотите, он этим лечится от своей «психологической проблемы», это его зона безопасности и единственно возможной активности.
Мое личное и профессиональное мнение состоит в том, что человеку, преданному культу и/или идеологии, не нужно мешать, если эта его преданность не мешает жить другим и не ставит его жизнь в явную опасность. Это его способ жить в этом мире, а для кого-то – даже выживать в тех отношениях и в той среде, в которые он был вовлечен, с тем генотипом и способностями, которыми он был наделен с детства по совершенно независящим от него обстоятельствам. По всей видимости, культы и идеологии будут существовать до тех пор, пока существуют детские психотравмы, дисгармоничное воспитание в семьях и генетически наследуемые аномалии личности.