Официальный сайт врача-психотерапевта Игоря Юрова
Современный подход к лечению тревоги и депрессии в Москве
Как преодолеть страх одиночества
""Таблетка от "нежити", 2011"

© Игорь Юров, врач-психотерапевт

Таблетка от «нежити»

или

Свобода быть собой

Журнал «Наша Психология», №5, 2011

 

Статья психотерапевта Юрова Игоря о свободе быть собой в текущем моменте времени в журналtа "Наша Психология".

 

Если вы боитесь что-либо не иметь, потерять или утратить, значит, вы уже этого не имеете, уже потеряли это или утратили. И, вероятнее всего, не имели никогда, не имели с самого детства, по сути, с рождения. Вы не имели всецело принимающих вас близких родных людей и главное… свободы быть собой. Свободы быть САМОЙ СОБОЙ! Люди рядом были, но видели не вас, а желаемый ими образ, «надеваемый» на вас. Любили не вас, а ваше соответствие желаемому ими образу. При несоответствии же – ненавидели или наказывали. Хотели не свободы для вас, а вашей НЕ свободы, зависимости от них; дабы побороть свой страх одиночества, от которого теперь уже страдаете вы сами.

 

Вопрос: 

«Мне 27, я разведена, и бывают вечера, когда я реально сижу и парюсь — что же я буду делать, если в старости у меня не будет мужа/детей/внуков и проч. Хорошо, если хоть деньги будут… Это реальная фобия наших дней. Как бороться?»

 

На первый взгляд, счастливая вы женщина, ведь реальная фобия НАШИХ ДНЕЙ для вас состоит в том, что будет в старости. То есть, учитывая ваш возраст, лет через сорок-пятьдесят. Фобии умереть, не дожив до старости, у вас нет. Как и страха тяжело заболеть или покалечиться. Ужаса пережить войну, стихийное бедствие – и этого нет. Нет даже фобии подвергнуться всеобщей деградации, так и не узнать о смысле своего существования, не реализовать возможностей.

Все же обычно люди боятся кризиса, утраты активности, творчества, неспособности достигать поставленных целей. Многие боятся (или до жути не хотят) огрубеть, озлобиться, утратить способность любить, бескорыстно дружить, переживать душой и сердцем.

В крайнем случае, боятся «хронически устать» и «эмоционально выгореть» под грузом постоянно наваливающейся работы и информации.

Я как-то всегда считал, что именно эти проблемы наиболее реальны в НАШЕ ВРЕМЯ и по праву могут называться «фобиями наших дней». Даже — бедствиями нашего загнанного, сходящего с ума, утратившего нормальную систему ценностей мира. Наверно, я ошибался… И еще более страшно – НЕ ИМЕТЬ… А дальше у каждого уже свой лично значимый предмет страха, вливающийся в общую чудовищную гонку человечества за привязанностями и приобретениями.

Хотя, есть и другой вариант – я все же прав и вы страдаете от фобии НЕ НАШИХ, а ВАШИХ дней! Это именно ВАШИ дни вяло текут без цели, смысла, творчества, особенных забот и обязанностей. Это именно ВАШ страх перед чувством собственной внутренней пустоты. Ее нельзя будет замаскировать ни «имением» мужа, ни «имением» денег, ни каким-то еще имением или имуществом. Нужно во что бы то ни стало защитить себя НАЛИЧИЕМ ЧЕГО-ТО, что надежно скроет ОТСУТСТВИЕ ВСЕГО.

И дальше следует ваш вопрос – «как с этим бороться»? То есть, как преодолеть страх отсутствия себя? Я могу понять этот вопрос именно так, ведь, как известно испокон веков – «кто имеет, тому еще дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».

Если вы боитесь что-либо не иметь, потерять или утратить, значит, вы уже этого не имеете, уже потеряли это или утратили. Вероятнее всего, не имели никогда, не имели с самого детства, а по сути – с рождения. Вы не имели всецело принимающих вас близких родных людей и главное… СВОБОДЫ БЫТЬ СОБОЙ. Свободы быть САМОЙ СОБОЙ!

Люди рядом были, но видели не вас, а желаемый ими образ, «надеваемый» на вас. Любили не вас, а ваше соответствие желаемому ими образу. В случае несоответствия вас ненавидели или наказывали. Ваши близкие хотели не свободы для вас, а вашей НЕ свободы, зависимости от них. И все это для того, чтобы побороть свой собственный страх одиночества, от которого теперь уже страдаете вы сами.

Вы, как и миллионы из нас, нужны были родителям в качестве средства борьбы с их фобией «не имения», фобией возможности быть самими собой и фобией ЛЮБВИ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ ВАМ БЫТЬ САМОЙ СОБОЙ. Постарайтесь же не бороться с этими фобиями посредством «имения». Иначе борьба будет продолжаться из рода в род.

Постарайтесь найти кого-то, кто бы искренне ценил вас саму и вашу свободу, а не обыкновенно «любил». (Лучше всего, если поначалу таким человеком для вас станет профессиональный психолог). Поскольку в нашем мире зачастую признание человеку в любви скрывает в себе манипуляцию им ради присвоения его как собственности. И «любимый/ая» — оказывается лишь средством борьбы с фобией «остаться без нее/го».

Особенно остерегайтесь «любви», сопровождающейся словами «не могу без тебя жить». Задумайтесь – он НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ! Вы — в лучшем случае, его таблетка от «нежити», так будет ли у вас ЖИЗНЬ? Соответственно, и сами никогда не говорите такого никому, а главное – себе. Тогда не нужно будет ни с чем бороться, тогда не будет фобий, тогда не придется «париться» от одиночества, тогда вы будете свободны. И, может быть, даже сможете освобождать других.

P.S.:

Безумец

В саду при доме умалишенных мне случилось встретить одного юношу; восторженное изумление сказывалось в каждой черте его бледного красивого лица. 
Я подсел к нему на скамью и спросил:
— Почему ты оказался здесь?
Он поднял на меня удивленные глаза и проговорил:
— Так и быть, я отвечу тебе, хотя такие вопросы не принято задавать. Дело в том, что отцу моему вздумалось во что бы то ни стало сделать из меня свое подобие; ту же мысль лелеял и мой дядюшка. Мать задалась целью создать из меня точную копию своего знаменитого отца. Сестра же твердила беспрестанно о своем муже-моряке и внушала, что мне во всем следует брать с него пример. А брат мой, так тот носился с мыслью, что я должен уподобиться ему, стать таким же великолепным атлетом.
И учителя мои тоже как сговорились. Доктор философии, и учитель музыки, и логик докучали мне не меньше. Ведь каждому хотелось, чтобы я непременно стал отражением в зеркале именно его лица. Потому-то я пришел сюда. Тут, по-моему, куда больше здравомыслия. Во всяком случае, здесь я могу быть самим собой.
Вдруг он резко повернулся ко мне и спросил:
– Скажи, а что тебя привело сюда, может тоже поучения и добрые советы?
– Нет, я просто посетитель, – ответил я. И тогда он проговорил:
– А, так, значит, ты из тех, что живут в сумасшедшем доме по ту сторону стены…

Халиль Джебран «Странник»