Официальный сайт врача-психотерапевта Игоря Юрова
Современный подход к лечению тревоги и депрессии в Москве
Как преодолеть жизненные трудности
""Трудности - преодолевать или использовать?", 2011"

© Игорь Юров, врач-психотерапевт

Жизненные трудности — преодолевать или использовать?

Ежемесячник «Так Живем», №6, 2011

 

Статья психотерапевта Юрова Игоря о преодолении трудностей в жизни.

 

Вы приводите в качестве примера сильного характера мужчину, который, не будучи инвалидом, после увольнения заперся дома и в конце концов запил. Простите, но речь идет о человеке, фактически страдающем алкоголизмом — у него просто появился повод для очередного запоя. Понимаете, он просто использовал случившийся факт потери работы, чтобы не работать.

 

Вопрос:

«Как преодолеть трудности? В нашей жизни нас постоянно окружают барьеры и препятствия. Вообще нужно ли стараться их преодолевать? Или может можно как-то их обойти? Типичный для наших дней пример. Мой сосед потерял работу (фирма закрылась) и долго не мог найти другую. Искал настойчиво, но безуспешно. Он долго не сдавался, не лежал на диване с газетой — занимался домом, готовил обед, стирал, делал ремонт в квартире (все экономия на рабочих). Но оттого, что не приносил живых денег в дом – начались скандалы с женой. Он запил, и они с женой разошлись. Обвинить соседа в том, что он не смог преодолеть трудности, язык не поворачивается. Для мужчины, да и вообще для человека, очень важна работа, востребованность. А на рынке труда вакансий раз, два и обчелся. Молодые не могут устроиться, что уж говорить о среднем и ближе к пенсионному возрасте. То есть, хочу сказать, что есть трудности, преодоление которых не зависит от человека, от его характера. Например, женщина не может иметь детей по медицинским показателям, лечится до изнеможения, а в итоге муж уходит к другой. Молодой человек хочет сделать карьеру, старается, но его невзлюбил начальник, и не замечает его успехов, а продвигает по служебной лестнице своего любимчика. Примеров, когда есть цель, есть характер, но нет возможностей  – масса. Как вести себя в такой ситуации, чтобы не сломаться? Перестать пробивать стену лбом? Или все-таки прав Черчилль, который  говорил: «Никогда, никогда, никогда, никогда, никогда не сдавайтесь!»

 

Вообще, принято считать, что трудности не преодолевают, их используют. И вот в каком смысле. Скажите, что делает спортсмен: он преодолевает определенную высоту или использует планку для того, чтобы натренировать свои способности и потом установить ее еще выше? Разве для него планка самоцель? Разве у него есть жизненная необходимость ее ПРЕОДОЛЕТЬ? Он, что, убегает от дикого зверя? Или за ПРЕОДОЛЕНИЕ именно этой планки ему дадут миллион? А может быть, он ПРЕОДОЛЕВАЕТ свой страх перед прыжками? Нет! Он вообще ничего НЕ ПРЕОДОЛЕВАЕТ! Он повышает свое спортивное мастерство, ИСПОЛЬЗУЯ для этого планку. То же самое можно сказать и о толкателе ядра, и о шахматном гроссмейстере. Кажется, что у шахматиста «мир клином сошелся» на определенной партии — на ПРЕОДОЛЕНИИ, победе над соперником в данный момент, в данной партии. И отчасти это действительно так, но только отчасти, главным образом шахматная партия – это средство тренировки ума, он ИСПОЛЬЗУЕТ игру для своего продвижения вперед. На своем пути в целом он ничего не преодолевает, он РАЗВИВАЕТСЯ.

Если бы целью и смыслом действий прыгуна в высоту было ПРЕОДОЛЕТЬ только конкретную планку, если бы целью и смыслом шахматиста было ПРЕОДОЛЕТЬ сопротивление только конкретного партнера, то что бы из них получилось? Грош была бы им цена. Так ведут себя дети: предпринимают некое усилие (например, чтобы запустить воздушного змея) и если достигают цели, то вскоре бросают свое занятие, переключаясь на что-то другое, и точно так же бросают, если этой цели не достигают. Они ПРЕОДОЛЕВАЮТ некий барьер, чтобы самоутвердиться, и теряют к нему интерес, или не преодолевают его, скорее хватаясь за следующий, пока окружающие не заметили их фиаско. Они НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ барьеры для развития, не умеют этого делать, не видят в этом смысла, не имеют в силу возраста достаточного волевого контроля для этого. И только значительно повзрослев, подросток начинает раз за разом поднимать гантели (ПРЕОДОЛЕВАТЬ слабость), ИСПОЛЬЗУЯ их для развития мужественной фигуры; девушка день за днем выполняет упражнения художественной гимнастики или бального танца, ИСПОЛЬЗУЯ занятия и тренировки, чтобы развить женственность; студент математического ВУЗа каждый раз берется за очередную все более сложную формулу, ИСПОЛЬЗУЯ ее в качестве элемента будущей целостной теории, которую он надеется сформулировать. Никто ничего НЕ ПРЕОДОЛЕВАЕТ, разве что свою ограниченность, неопытность, неумелость, слабость, недостаточность, инфантильность, неуверенность. И если перед человеком стоит цель ПРЕОДОЛЕНИЯ перечисленных качеств, то он будет ИСПОЛЬЗОВАТЬ каждое затруднение, каждое препятствие, каждый барьер для своего развития и достигнет успеха. Если же его целью является преодоление лишь конкретного препятствия, то вслед за этим последует деградация, временно отвратить которую может разве что какая-нибудь новая случайно подвернувшаяся «затея», тут же превратившаяся в самоцель. И в этом вы правы – поиск таких удачных «затей» ограничен – в точности «раз-два и обчелся». Помните слова из известной песни 90-х годов: «Нажми на кнопку, получишь результат, и твоя мечта осуществится. Нажми на кнопку, ну что же ты не рад? Тебе больше не к чему стремиться!»

Можно вспомнить и другую поговорку – «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», или ее аналог в восточной мудрости – «Плох тот ученик, который навсегда остается только учеником». О чем эти слова? О том, что есть разные категории людей: вроде и тот и этот — солдаты, вроде и тот и другой – ученики, вроде и тот и другой преодолевают трудности, но НАМЕРЕНИЯ у них совершенно различные. Вот, два солдата бегут и стреляют, но один ПРЕОДОЛЕВАЕТ свой страх, видя впереди спасительный окоп, положенный после боя стакан водки и скорейшую демобилизацию, а другой ИСПОЛЬЗУЕТ боевой опыт, видя себя офицером, решающим в штабе тактические задачи масштабных сражений. Вот, два учащихся, решающих экзаменационное задание по самостоятельно выбранной специальности, но один ПРЕОДОЛЕВАЕТ экзаменационный стресс, мечтая – «только бы сдать на тройку и забыть весь предмет, как страшный сон»; другой ИСПОЛЬЗУЕТ экзамен, как возможность объективной проверки своих знаний, которые он намерен в дальнейшем совершенствовать еще больше.

Вы пишите – «Примеров, когда есть цель, есть характер, но нет возможностей  – масса». И как вы думаете, почему так? Почему нет этих возможностей, ИМЕННО когда у человека есть и цель, и характер? Почему их недостает? А? Потому что все эти возможности или большинство из них, или лучшие из них захвачены теми «солдатами, которые намерены стать генералами», заняты теми «учениками, которые намерены стать учеными и учителями». Они не жалуются на невозможность ПРЕОДОЛЕТЬ трудности и недостаток возможностей, чтобы оправдать свое нежелание развиваться, а они устремляются к трудностям, чтобы ИСПОЛЬЗОВАТЬ их для своего развития.

И дело здесь действительно в характере, я с этим абсолютно согласен, мне не понятно лишь, почему вы приводите в качестве примера сильного характера, мужчину, который, не будучи инвалидом, после увольнения заперся дома и, в конце концов, запил? Простите, но речь идет о человеке, фактически страдающем алкоголизмом, у него просто появился повод для очередного запоя. Да, он долго держался и «даже» сделал ремонт, но ведь множество людей с алкогольной зависимостью долго держатся, так что запои у них случаются 2-3 раза в год, и у многих из них действительно золотые руки. Понимаете, непьющий человек не впадает в запой ни при каких обстоятельствах, он не нуждается в этом способе психологической защиты как раз благодаря силе своего характера, а пьющий человек оправдывает трудными обстоятельствами свою зависимость. Поэтому, сказав о том, что ваш сосед в конечном итоге запил, вы сказали практически все о его характере: он просто не мог однажды не потерять работу и не остаться «у разбитого корыта» — он не ИСПОЛЬЗОВАЛ работу для своего развития, он лишь ПРЕОДОЛЕВАЛ свое нежелание работать, чтобы не остаться без зарплаты. И когда работы не стало, основная потребность нашла выход – он еще немного продержался и запил. Если бы он использовал свой труд, свою деятельность для собственного развития или из каких-либо альтруистических соображений, то следующий день (а при необходимости – и второй, и третий и сто тридцать третий день) после увольнения он провел бы в поисках новой работы, где мог бы применить и еще больше развить свои способности. Понимаете, ваш сосед просто использовал случившийся факт потери работы, чтобы не работать!

То же самое касается и «молодого человека, которого невзлюбил начальник и продвигает по служебной лестнице своего любимчика», и даже «женщины, которая не может забеременеть, и в результате муж уходит к другой». Скажите, а молодой человек не попробовал поменять начальника или повысить свою квалификацию, или иметь терпение еще подождать, чтобы приобрести больше практического опыта и попытаться стать начальству более нужным, чем малоопытный любимчик? Заметьте, ведь любимчика предпочитают тогда, когда квалификации двух конкурентов в общем сравнимы, а в других случаях начальство, ох, как нуждается, в продвинутых кадрах. Какой любимчик заменит действительно опытного системного администратора от которого зависит целостность работы компьютерной системы всего предприятия, или шустрого менеджера, от которого зависит успех продаж? Так не лучше ИСПОЛЬЗОВАТЬ все особенности своего положения для лучшего развития навыков, чем пенять на невозможность ПРЕОДОЛЕНИЯ трудностей?

И, наконец, женщине, которая не может забеременеть, и от которой уходит муж, не приходит в голову, прежде всего, самой поменять мужа, попробовать забеременеть от другого? Возможно, вам этот вариант не понравится, но ведь вы говорите именно о желанной беременности, а не о желанном, единственно возможном (поскольку муж все же ушел) супружестве. Ведь современной психосоматической медицине хорошо известно, в сколь высокой степени на возникновение беременности влияет совместимость партнеров по очень многим, порой самым тонким и скрытым параметрам, подобрать которые в реальной жизни порой возможно, простите, только опытным путем.

Но вернемся к вопросу «преодоления трудностей» на работе: «Как вести себя в такой ситуации, чтобы не сломаться? Перестать пробивать стену лбом? Или все-таки прав Черчилль, который  говорил: «Никогда, никогда, никогда, никогда, никогда не сдавайтесь!»  Не надо ни сдаваться, ни не сдаваться, мы, слава Богу, не на войне (а образ солдата приводили лишь в качестве наглядного сравнения). Не надо ни с кем ни бороться, ни сражаться, в конце концов, все наши «противники» такие же люди, как и мы. Не надо преодолевать трудности, надо их использовать.

Стоит задуматься о том, что тупик в лабиринте можно воспринять как трагедию и действительно пытаться «прошибить любом стену», в которую уперся, а можно посмотреть на тупик, как на наивернейший указатель того, что пришла пора идти в другую сторону. И здесь дело уже не только в индивидуальном характере, но во всей нашей российской ментальности. Существует интересная статистика: среднестатистический американец меняет место работы 13 раз в жизни, европеец – 7 раз, а россиянин – 1,5 раза. А теперь скажите, при таком раскладе, кто использует больше свой лоб для лучшего и более разумного применения способностей, а кто – в качестве стенобитного орудия? Как говорится, статистика — вещь упрямая, она говорит сама за себя.

Но ситуация вашего соседа еще хуже – он даже не стал пытаться, подобно соотечественникам, пробивать лбом стену, а потеряв средства к существованию, он просто СПОКОЙНО (!!!) занялся ремонтом, а потом вообще запил. Лично для меня почему-то вовсе не удивительно, что жена такую позицию не стала терпеть, и молодец! А позиция эта известна всем из русской народной сказки – это позиция Емели на печи: все должно происходить «по щучьему велению, по моему хотению, а до той поры с печи не слезать»!

Понимаете, возможности не существуют отдельно от людей, у каждого человека свои возможности. Только от человека зависит использует ли он все, что преподносит ему жизнь – и трудности, и возможности – для своего развития, или пытается просто с одними расквитаться, а другими насладиться.