Официальный сайт врача-психотерапевта Игоря Юрова
Современный подход к лечению тревоги и депрессии в Москве
Как решиться пойти на уступки
""Репейник для сестры", 2013"

© Игорь Юров, врач-психотерапевт

Репейник для сестры

Журнал «Наша Психология», №10, /78/, 2013

Статья психотерапевта Юрова Игоря об обнаружении источников конфликтов в раннем детстве.

Озадачившая и обидевшая вас фраза сестры неосознанно была обращена к самым истокам. Вспомните, в том далеком детстве — что вас заставляло устраивать «перестрелку» с сестрой, почему вы не становились на ее сторону, почему хотя бы не выходили из игры? Обязательно вспомните, потому что это то же самое, что заставляет вас сейчас вступать в «терки» вопреки и собственным нервам, и здравому смыслу.


Вопрос:

«В последнее время мне стало очень сложно общаться со своей двоюродной сестрой Светой. Все началось с того, что у нас появилась общая собственность – квартира бабушки, за которую теперь каждый месяц нужно платить. Света работает курьером в интернет магазине, и зарплата у нее не так велика, как ей хотелось бы. Мои доходы намного выше, и мне кажется, что сестра мне завидует. Когда мы встречаемся «просто поболтать», вопрос денег всегда стоит на первом месте. А уж если нужно обсудить совместные траты, то и вовсе частенько все заканчивается скандалом. Основная «терка» состоит в оплате коммунальных услуг – Света считает, что я должна платить за квартиру сама. Каждый наш диалог оборачивается высказыванием самых разных претензий (вчера она мне даже припомнила, как в детстве мы закидали ее репейником на даче), и всякий раз мы разбегаемся по разным углам. После таких перепалок я долго прибываю в плохом настроении. Подскажите, как мне быть, стоит ли идти на уступки бедной родственнице?»


На первый взгляд, в вашем сообщении даже трудно различить психологический контекст. Кому из двух собственников платить за квартиру? Что, если один из них отказывается? Может ли размер заработка влиять на обязанности плательщика? Очевидно, это сугубо юридические вопросы, и отвечать на них никак не психологу. Однако в конце письма все же становится ясно, что проблема собственно денежных расчетов объективно вас нисколько не беспокоит (ваш доход достаточен, сестра может такому даже позавидовать, формально вы без проблем можете взять бремя платежей на себя) – вас травмирует исключительно субъективное восприятие этой ситуации, плохое настроение от «терок» и перепалок с сестрой по этому поводу. И в психоанализе происходящего, как будто тоже нет необходимости – причину своих периодических «депрессий» вы ясно понимаете сами. Так в чем же проблема? Для чего нужен психолог? Разве ответ не очевиден любому читателю и не напрашивается сам собой без всякой психологической науки – можно облегчить жизнь сразу и себе, и сестре, просто начав, наконец, оплачивать эти несчастные коммунальные услуги. Ну, «купите» вы этим, если уж на то пошло, хорошее настроение – сразу убьете двух зайцев — и хорошее настроение при вас, и «бедной родственнице» прибавка к жалованью. Все же яснее ясного, разумом и вы сами это понимаете. Тем не менее, возникает сакраментальный вопрос – а «СТОИТ ЛИ ИДТИ НА УСТУПКИ»? Парадоксальность этого вопроса просто шокирует и ставит в тупик – разве, усилив конфронтацию, вы улучшите свое настроение, разве вы не испробовали все другие варианты, придя в результате лишь к необходимости обратиться за помощью? Почему же естественный выход вас не устраивает? Потому что ВЫ НЕ ХОТИТЕ идти на уступки «бедной родственнице»! И в этом вся суть. Вы знаете, что и логически, и по человечески, и по братски (т.е. «по сестрински»), и нравственно, и вынужденно (ну, как ни посмотри!) – это самый простой, самый очевидный, да еще и единственный вариант. Вы НЕ не знаете КАК поступить – вы НЕ хотите ТАК поступить, но сказать об этом прямо не можете, чтобы не выглядеть хуже сестры – в этом вся проблема. И с этого уже можно начать психоанализ.

Считается, что любой правильно сформулированный вопрос сам в себе содержит ответ. Каждый раз это правило кажется мне невероятным, и каждый раз я нахожу ему подтверждение, порой самое непредсказуемое. Зачем вы упомянули о, казалось бы, совершенно незначительной детали – как сестра напомнила вам, что в в детстве вы закидывали ее репейником? К чему этот нюанс? Логически оценив, что не к чему, вы сами же и поставили его в скобки. Этот нюанс и есть ответ. Детство прошло, инфантильная вражда забыта, но вы продолжаете «перебрасываться репейником». Оплата коммунальных услуг – как мелкая месть в той обидной игре, как приставучий репейник, который надо непременно снять с себя и перенаправить в другого. Озадачившая и обидевшая вас фраза сестры неосознанно была обращена к самым истокам. Вспомните, в том далеком детстве — что вас заставляло устраивать «перестрелку» с сестрой, почему вы не становились на ее сторону, почему хотя бы не выходили из игры? Обязательно вспомните, потому что ЭТО ТО ЖЕ САМОЕ, что заставляет вас сейчас вступать в «терки» вопреки и собственным нервам, и здравому смыслу. Мысленно вернитесь в детство, вспомните себя девочкой в тот момент, перейдите на сторону сестры, помогите ей очиститься от репейника, посмотрите с теплотой в глаза и скажите, что вы сестры, а не конкурентки. Тогда не только данный вопрос отпадет сам собой, вы увидите, какие еще чудеса могут произойти в настоящем.