Официальный сайт врача-психотерапевта Игоря Юрова
Современный подход к лечению тревоги и депрессии в Москве
Как удержать мужчину
""Современный приворот или Мужчина по-прежнему - не личность?", 2011"

© Игорь Юров, врач-психотерапевт

Современный приворот

или

Мужчина по-прежнему — не личность?

Ежемесячник «Так Живем», №11, 2011

 

Статья психотерапевта Юрова Игоря о вере в возможность воздействия на мужчину методами современного "приворота".

 

Вера в возможность воздействия на мужчину посредством «приворота» или «отворота» сменилась по сути такой же, но более модной и современной верой в возможность воздействия на мужчину посредством нейролингвистического программирования, эриксонианского гипноза, трансовых методик и прочих психотехнологий. Негативные плоды рекламы услуг психологов и психотерапевтов привели к тому, что они заняли в общественном сознании место «устаревших» колдунов, бабок, экстрасенсов и таинственных гипнотизеров. Воз же, как говорится, остается и ныне там. — Мужчина как был, так и остается в представлениях многих женщин «взрослым ребенком», «пассивным теленком» или даже неким «безвольным зомби», которого, куда поманили, туда он и идет.

 

Вопрос:

«У меня сложная и в то же время странная ситуация в семье. Пол года назад мой муж ездил на встречу одноклассников и там познакомился с женщиной; до этого отношения в нашей семье были хорошими; конечно не идеальными и ссоры и скандалы были; наверно, как и в большинстве семей: только мы все-таки любили друг друга и оставались вместе 19 лет. Через месяц после его знакомства поведение мужа изменилось, я почувствовала что-то нехорошее: узнав о его влюбленности, я прочитала ее письма к нему в интернете. Я, к сожалению, вела себя (как мне кажется против своей воли) именно так, как вести себя не должна была: сама потеряла психическое равновесие и устраивала скандалы, сцены ревности (при чем, сама понимая что делаю неправильно). А любовница его поддерживала и настраивала против меня; а он ей верил и верит слепо (она сама замужем, имеет 2 детей и занимает неплохое положение; как выяснилось, и семью свою якобы бросать не собирается); кроме того, я попыталась ей написать, чтобы она оставила в покое моего мужа, на что она мне ответила — «я уведу его назло тебе». 3 месяца назад мой муж ездил снова на встречу с ней; после чего от меня ушел; о возвращении и слышать не хочет; говорит; что смотрит теперь на все другими глазами; и семья наша очень плохая; а у нее семья просто идеальная и поэтому она ее бросать не хочет; а он с нами жить больше не может, и исправлять нашу семью или хотя бы дать шанс что-то изменить в наших отношениях не хочет и говорит, что семью сохранять не хочет; при чем это все случилось очень неожиданно; до его поездки на встречу одноклассников у нас были хорошие отношения. Ведет он себя очень странно, не так как раньше. Ни друзья, ни родственники его не узнают; выглядит очень неважно; всегда нервный и в плохом настроении; твердит как попугай одно и то же — «ты же понимаешь; что с тобой я жить не хочу». 2 месяца жил у отца, сейчас живет у сестры, что дальше будет делать, не  знает, говорит планов на будущее у него нет; и как бы повис в воздухе — вернуться он не может, и совсем уйти тоже не уходит; даже не ищет квартиру, насколько я знаю до сих пор; я его пока уговорила не делать официального развода; тут это не шутки; у нас кредит; а работает только он и человек он по натуре расчетливый и даже то, что он сейчас об этом не думает тоже для него не характерно. Я его очень люблю; хочу вернуть и просто переживаю за него как за близкого мне человека; не держу на него зла, и все ему простила; мне очень больно видеть, как он мучается; его тянет домой, я это вижу и чувствую; но он говорит; что ни за домом, ни за мной, ни за детьми (у нас 3 детей) он не скучает; против меня настроен очень; все мои поступки рассматривает только негативно: вспоминает все время прошлые обиды, о которых давно было забыто: Он все время поддерживает контакт с этой женщиной — по интернету, телефону или смс, хотя понимает; что быть с нею не может, и говорит; что она дает ему установки, которые он выполняет и вселяет хорошую энергию; только выглядит он от этого очень неважно. А она скорей всего развлекается этим, она начальник и наверно привыкла всех подчинять себе: на меня она тоже пыталась воздействовать; и писала мне, как я должна измениться, стать независимой, а также всячески унижала моего мужа — типа; зачем он тебе такой — но я с ней переписку оборвала. А он даже после того как прочитал ее письма мне и как она о нем отзывается, все равно поддерживает с ней общение. Она писала, что ввиду своей должности посещала многие курсы по психологии и думаю; что она влияет на него то ли внушением, то ли с помощью НЛП. Посоветуйте мне, что делать дальше мне и можно ли как-то избавить моего мужа от влияния; оно идет явно не на пользу ему, он изменил во многом свою жизнь и от этого только мучается, кроме того, страдают близкие и дети.»

 

Наблюдается интересная ситуация: вера в возможность воздействия на мужчину посредством «приворота» или «отворота» сменилась по сути такой же, но более «модной» и современной верой в возможность воздействия на мужчину посредством NLP (или НЛП — нейролингвистического программирования), эриксонианского гипноза, трансовых методик и прочих психотехнологий. Негативные плоды рекламы услуг психологов и психотерапевтов привели к тому, что они заняли в общественном сознании место «устаревших» колдунов, бабок, экстрасенсов и таинственных гипнотизеров. Воз же, как говорится, остается и ныне там: мужчина как был, так и остается в представлениях многих женщин «взрослым ребенком», «пассивным теленком» или даже неким «безвольным зомби», которого, куда поманили, туда он и идет. При этом темы собственного выбора человека, его персональной судьбы, личной свободы и ответственности, жизненных кредо, интеллектуальных, эмоциональных и сексуальных предпочтений и пр. при выборе партнера даже не звучат. Данный вопрос служит наглядным примером такого положения вещей. Его содержание касается, главным образом, вопроса конкурентных отношений двух женщин. Сам же объект конкуренции остается, воистину, не более чем объектом!

Можно сказать, что на уровне общенародной ментальности человек (в частности, мужчина, муж) мыслится как объект всяческих манипуляций – более или менее удачных, примитивных или совершенных, достигших или не достигших цели. Если мужчина осуществляет свой выбор в пользу одной из женщин, то априори считается, что это произошло НЕ в результате его решения при оценке и сравнении качеств одной и другой женщины, а как итог более сильного и хитроумного воздействия со стороны «победительницы». А если он совершает явно нелепый и ошибочный  выбор (и даже сам это признает), то и здесь — это не его собственная ошибка, не уступка внезапному страстному порыву, а «наведенный транс» или, в лучшем случае, искусный соблазн. Так или иначе, сам мужчина оказывается не причем — он даже избавлен от ответственности перед семьей в угоду представлению о его полной управляемости. 

На самом деле никому не нужна в психологическом понимании сложившегося конфликта, требуется эффективная психотехнология, способная стать контрметодом по отношению к примененной конкуренткой методике NLP («Посоветуйте мне; что делать дальше мне и можно ли как-то избавить моего мужа от ВЛИЯНИЯ».) Соответственно и ответ на данную просьбу будет однозначным: мужа в данном случае совершенно никак нельзя будет «избавить от влияния» до тех пор, пока он мыслится, как объект влияния! Он осознанно или подсознательно будет всегда стараться выйти из-под любого влияния, и вольно или невольно искать среду и сферу контактов (как дружеских, так и интимных), где бы манипулятивное воздействие на него было сведено к минимуму. Он, как всякий человек, будет добиваться своего права на ошибку и даже «сумасбродное действие», чего бы оно ему ни стоило, хотя бы просто из чувства  протеста против отношения к себе, как к объекту манипулирования, а не как к самостоятельной личности.

Автора вопроса интересует возможность психологического воздействия на мужчину, сам же человек – с его душой, мыслями, переживаниями, характером, судьбой, борьбой внутренних сил, виной и ответственностью, достижениями и ошибками – остается в стороне. Возникает закономерный вопрос – как же этому человеку не быть «всегда нервным и в плохом настроении», когда его личность в создавшейся ситуации практически не фигурирует. Он сам по себе значения не имеет – имеет значение лишь факт обладания им!

Такого рода нравственное искажение описано много тысяч лет назад в известной библейской притче, запечатлевшей разрешение мудрым царем Соломоном спора двух женщин, по смыслу совершенно идентичного конфликту, описанному в данном письме, особенно если отметить отношение автора письма к  мужу, как к инфантильному объекту, по  сути, как к ребенку.  

«…пришли две женщины к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем. И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой. И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать» (3Царств, 3:16-27).