Официальный сайт врача-психотерапевта Игоря Юрова
Современный подход к лечению тревоги и депрессии в Москве
Как воспитать гения
""Как воспитывают таланты или Бремя быть лучшим.", 2016"

© Игорь Юров, врач-психотерапевт

Бремя быть лучшим

Ежемесячник «Так Живем», №10, /163/, ноябрь-декабрь, 2016

Статья психотерапевта Юрова Игоря о нарциссической гордости родителей за своего ребенка.

Почему так страшно оказаться на людях без одежды? Просто потому что человек так воспитан. Почему вундеркинду страшно проиграть в сравнении с кем-то другим? Просто потому что он так воспитан. Так, вот, не надо ТАК воспитывать своих детей! Не нужно их ни с кем сравнивать. Ни в худшую, ни в лучшую сторону. Ребенок должен знать, что он безусловно любим и ценен сам по себе, такой, какой есть. Вне всяких сравнений.

 

Вопрос:

«На 1 канале TV в настоящее время идет шоу «Лучше всех». Восхищает и удивляет ранний высокий уровень умственных или творческих способностей детей – какие они неординарные, талантливые, гениальные! Как, наверное, гордятся своими одаренными детками их родители! И все же, испытываю негативное чувство от посыла шоу: страна выбирает самого лучшего ребенка! А я считаю, что все дети – лучшие!  Можно ли выбрать самого-самого, да еще путем голосования, опираясь на одно выступление на телевидении? Не причинит ли участие в таком шоу вред детской психике, не окрепшей, не готовой для испытания славой? Лучший ребенок страны обратится ко всему народу в новогоднюю ночь. Что в этот момент будут чувствовать дети, которых не выбрали ЛУЧШИМ!!! ребенком?! У меня чуть не разорвалось сердце, когда маленький шахматист заплакал на сцене от того, что проиграл дяде Карпову. Видимо, он не был готов к этому и заплакал. Что чувствовал в этот момент маленький гений, даже страшно себе представить… А что чувствуют дети, в чьем классе есть талантливый ученик, которого учительница все время хвалит, сравнивает его с другими учениками и, как правило, не в их пользу? И что чувствует гениальный ребенок, с которым не хотят общаться одноклассники, униженные учительницей? Возможно, я преувеличиваю и зря беспокоюсь о чужих детях. У них есть родители, которые знают, как поступать со своими детьми. Но я уверена, что ребенок, должен быть, прежде всего, ребенком. Что родительское тщеславие нередко заставляет требовать от своего вундеркинда все больших и больших проявлений его дарования, давая ему непомерную нагрузку, взращивая при этом чрезмерное детское самомнение, заносчивость, чувство превосходства над другими детьми. Что есть способность, одаренность, талант? Как распознать его в ребенке и что с этим потом делать, чтобы не сломать жизнь своему сыну или дочери? Просим помочь нам найти ответы на эти вопросы  — они волнуют многих родителей.»

 

Что же, вы практически сами и ответили на все свои вопросы. Спорить не с чем. Маленькие гении – это дети без детства. Все детство уходит на реализацию, порой буквально «раскрутку» их талантов и способностей. Маленький шахматист лишен детства так же, как и маленькая фигуристка или гимнастка, которых отдали в школу олимпийского резерва для ежедневных тренировок в то время, когда большинство родителей задумываются не слишком ли рано вести своих детей в детский сад. Эти дети буквально с первых осознанных мгновений своей жизни ориентированы на упорный труд и грандиозные достижения, жесткую соревновательность и конкуренцию, восторженные рукоплескания в случае победы и строжайшие «разборы полетов» при поражении.

Многие, если не все родители маленьких талантов будут утверждать, что любят, заботятся и желают счастья своим детям ничуть не меньше других родителей; что они также не спят у кроваток детей, когда у них поднимается температура, и также подкладывают подарки под елку Новый год, и также откладывают деньги, чтобы летом вывезти детей к морю и также (причем, по их мнению, в еще и большей степени, чем другие родители) переживают за их будущие успехи, зрелость, ответственность, силу воли и становление во взрослой жизни, поэтому и приучают их к конкурентной борьбе с малых лет.

Это совершенно так, и все же… в воспитание детей «с претензией на победу» вкрадывается один существенный элемент – ребенок перестает быть самоценным, он должен «выдавать» результат. Иначе зачем все? Большинство родителей таких детей снова запротестуют – «для нас его достижения не главное, для нас главное, чтобы ребенок был счастлив», «нам не нужны достижения, мы хотим, чтобы у ребенка с ранних лет формировалась воля и ответственность», «вы что же хотите, чтобы он лучше болтался по подворотням?» и т.п. Нет, конечно, речь не о безнадзорности и не о гиперопеке. Речь об… экстерьере.

Да простит мне читатель сравнение с животными, но так будет понятнее, чем отличаются детство «ребенка-победителя» и детство «обычного ребенка». Любой жокей, участвующий в скачках, скажет вам, что любит своего коня не меньше подростка, приходящего на ипподром для общения и ухода за лошадьми. Это так, и все же… жокей любит коня намного больше, когда он приходит первым, и, наоборот — способен, мягко говоря, испытать в нем разочарование, когда этого не случается. Подростку же, ухаживающему за лошадьми на ипподроме до этого нет никакого дела, возможно, даже, что его любовь и сочувствие к животному усилятся как раз тогда, когда опечаленный или раздраженный жокей приведет его в стойло после неудачных скачек. Второй пример касается владельцев породистых собак, участвующих в выставках, и тех, хозяев, для кого собака существует исключительно как друг человека и член семьи. И те, и другие будут убеждены в своем самом искреннем отношении к питомцу и все же… владелец выставочной породы с несколько большей вероятностью начнет задумываться о новом четвероногом друге – предмете его «любви и гордости» в случае неудачных выступлений прежнего.

Конечно, дети – не звери, но тем хуже для… детей! Хозяин собаки способен четко осознавать, что ценит ее за экстерьер – он специально выбирал дорогого щенка с идеальной родословной, специально дрессировал, с интересом изучал собаководство и т.п. Осознать схожие мотивы в отношении ребенка намного сложнее, поэтому победы на «выставках» как бы просто случаются – ребенок оказывается, как вы пишите «самым лучшим», и родители тому – счастливые свидетели, как будто бы и вовсе не причем – так сложились гены, это талант. И очень скоро с талантом свыкаются и родители, и окружающие, и ребенок. Родители в меру или не в меру гордятся, окружающие по-хорошему или по-плохому завидуют, ребенок… как и всякий ребенок, живет своими радостями и печалями. Отличие его от обычного ребенка состоит разве что в том, что мера его радости и печали определяется… степенью гордости за него родителей. Не сами родители любят и гордятся, а он питает их любовь и гордость, и лишь в случае их «сытости» получает радость в награду.

Быть лучшим – это безусловно бремя, проигрыш в сравнении с кем-то для ребенка или подростка – буквально смерти подобен, и не редко ведет к настоящему суициду. Недавно журнал «Esquer» опубликовал большой материал о самоубийствах студентов в одном из самых престижных физико-математических вузов России. Институт, о котором шла речь, выпустил из своих стен больше будущих нобелевских лауреатов, чем любой другой российский вуз, соответственно и требования в нем на протяжении десятилетий держатся высочайшими, отбор абитуриентов производится по строжайшим внутренним стандартам, в результате поступают в него большей частью не лучшие, а лучшие из и лучших. Соответственно и… процент самоубийств в этом вузе достоверно выше, чем в любом другом вузе России. Буквально 2-4 человека ежегодно не доживают до конца годового учебного цикла. Это не закрытая информация, и правительство разрабатывает специальные программы о расширении доступности психиатрической помощи в студенческой среде. Проявляет себя данная тенденция не только в России, но и в престижных западных университетах.

Как можно представить себе основную причину, мотив самоубийства молодого гения? Всю свою сознательную жизнь молодой человек знает, что он лучший, что он всегда выполняет на порядок более сложные задания, чем его окружающие, и вдруг он впервые в жизни оказывается в ситуации, где, как говорится, «все такие», а кто-то даже лучше его, а какие-то задания настолько сложны, что даже он не может с ними справиться, но справляется кто-то другой. Подросток пытается изо всех сил задействовать все возможные и невозможные ресурсы, чтобы вырваться вперед, но то же самое делают все остальные, иначе бы их здесь просто не было. За перенапряжением следует истощение, тяжелейший кризис самооценки, суицид.

Вся наша жизнь – это постоянное соревнование, конкуренция, для многих фактически борьба за выживание. Однако мы узнаем об этом, постепенно взрослея, мы учимся различать полутона и понимать, что все в мире относительно. Для ребенка этих полутонов, как правило, не существует – «быть лучшим» для него становится такой же абсолютной необходимостью, как для нас, например, быть на людях одетыми. Ребенок, потерявший статус «лучшего», подобен цивилизованному человеку, лишившемуся одежды и представшему перед всеми голым. Почему так страшно оказаться без одежды? Просто потому что человек так воспитан! Почему вундеркинду страшно проиграть в сравнении с кем-то другим? Просто потому что он так воспитан! Так, вот, не надо, ТАК воспитывать своих детей. Не нужно их ни с кем сравнивать. Ни в худшую, ни в лучшую сторону. Ребенок должен знать, что он безусловно любим и ценен сам по себе, такой, какой есть. Вне всяких сравнений.