Официальный сайт врача-психотерапевта Игоря Юрова
Современный подход к лечению тревоги и депрессии в Москве
Как выжить в жестоком мире
""Чем разбавить мировое зло или  Для кого звучит Нагорная проповедь", 2013"

© Игорь Юров, врач-психотерапевт

Чем разбавить мировое зло

Ежемесячник «Так Живем»,  №3, 2012

 

Статья психотерапевта Юрова Игоря о жестокости мира. 2012 г.

 

Я отвечу конкретно и однозначно на вопрос — «почему мы разучились быть добрыми, справедливыми, терпимыми, сочувствующими?» Потому что мы все реже задаем такие вопросы самим себе. Мы все больше требуем, просим, молим, выторговываем доброту, справедливость, терпимость и сочувствие У кого-то другого! И так каждый из нас. И нам приходится противостоять каждому, и каждый противостоит нам. Кому может быть адресован призыв к добру? Для кого звучит Нагорная проповедь? Вся ее тайна и парадокс заключаются в том, что она не звучит НИ ДЛЯ КОГО! Ни для единого существа во всем мире! Она, как и всякий призыв к добру, звучит именно и только для… ВАС!

 

Вопрос:

«В наше время почему-то люди стали очень жестокими. Сосед бросил камень в соседа из-за того, что тот поставил машину на «его законное место», хотя двор общий. Женщина обругала нецензурной бранью, другую женщину только потому, что та случайно наступила ей на ногу, хотя тут же извинилась. Сын поднял руку на мать потому, что та не дала ему свою крошечную пенсию «на опохмелку»… Это еще не самые вопиющие примеры проявления жестокости. Достаточно включить телевизор и вы окунетесь в мир преступлений, в основе которых просто злоба и ненависть… Что с нами? Почему мы разучились быть добрыми, справедливыми, терпимыми, сочувствующими? Раньше я думала, что если в каждой отдельной семье будет мир, любовь и согласие, мир станет лучше. Если в каждой семье воспитают добрых, отзывчивых, порядочных детей, то мир станет совершеннее. И своих дочерей мы с мужем воспитывали так, чтобы они были добрыми и справедливыми, чтобы помогали слабым, не держали зла на обидчиков, никого никогда не обманывали, чтили заповеди. Но вот на днях наша старшая дочь (ей 18 лет) сказала: «Родители, вы – наивные. Мир жесток. Живущим в нем не доброта нужна, а кулаки и зубы, чтобы выжить». Почему она так сказала? Может, ее кто-то обидел? Или это влияние друзей, однокурсников, телевидения? Или она просто стала взрослой и, обретя уже какой-то опыт вне дома, обрела и свое мнение, отличное от прежнего? И как объяснить ей, что она ошибается? Или ошибаемся мы с мужем?»

 

Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе.
Джон Донн

 

Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне и неспроста –
Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа.
В.Высоцкий

 

Вы пишите – «В наше время почему-то люди стали очень жестокими». Нет, не в наше время, люди всегда были очень жестокими. Только в последние столетия по мере утверждения культурных и нравственных норм преимущественно у европейской части населения проявления жестокости уменьшились. Ни для кого не секрет, что в ряде современных мусульманских государств, такая вещь, как до смерти забить женщину камнями – совершенно нормальное явление. Да, что там мусульманский мир — сколько молодежи в России со времен Афганистана было использовано в качестве «пушечного мяса» в различных войнах и горячих точках. Пройдите по любому кладбищу – не меньше трети всех могил составляют могилы не стариков, а боевых солдат и офицеров. И это в «мирное время», на глазах у всех! А большая ли разница между «побиванием камнями» человека всем аулом и отправкой человека на войну всей деревней (или двором) ради защиты чьих-то нефтяных интересов или политических амбиций? И ТО, И ДРУГОЕ не просто не считается жестокостью и не просто происходит с всеобщего молчаливого согласия, а совершается абсолютно «законно» и даже торжественно!

Скажите, а «вы с мужем» считаете, например, проводы на войну одним из проявлений жестокости мира? Использовали в борьбе с ними «кулаки и зубы»? Если нет, то, на мой взгляд, именно вы не правы.

С 1917 по 1990 гг. из СССР эмигрировало по разным данным от 12,5 до 15 млн. человек; с 1990 по 2000 гг. – около 1,1 миллиона человек; с 2000 г. по настоящее время — 1,250 млн. человек. В последние десятилетия по подсчетам экспертов, каждый год Россию навсегда покидает от 100 до 150 тыс. человек. Это минус один областной центр каждые 3-3,5 года! Это минус население московского мегаполиса вместе со всей московской областью, учтенными и неучтенными жителями всего за 100 лет существования Российского государства.

Как вы думаете, кто уезжает? Бандиты, жулики, проходимцы и аферисты? Увы, нет… Ни одно цивилизованное государство не примет иммигранта даже с «ерундовой» судимостью. Более того, попробуйте официально уехать на ПМЖ в другую страну, не имея культурного и образовательного уровня выше среднего. Вас примут, только если вы каким-то образом компенсируете свой не высокий интеллектуальный и моральный статус притоком значительного капитала. Так кто же составляет эти 15-18 млн. человек, переселившихся за границу, а кто хранит (простите за грустный сарказм) преданность «родной земле и отечеству»? Кому — уехавшим или оставшимся — в большей мере требуются «кулаки и зубы, чтобы выжить»? Кто прав? Может быть, вы с мужем…?

Мы не «разучились быть добрыми, справедливыми, терпимыми, сочувствующими». Кто таким был, тот таким и остался. Просто доброты, справедливости, терпимости и сочувствия стало меньше — наш мир оказывается все менее «разбавлен» добром, и соответственно, зло в нем становится все более концентрированным.

Вы пишите – «своих детей мы с мужем воспитывали так, чтобы они были добрыми и справедливыми, чтобы помогали слабым, не держали зла на обидчиков, никого никогда не обманывали, чтили заповеди». Но разве они не таковы? Разве они видят жестокость этого мира не с точки зрения своей доброты, силы и справедливости? Разве они не вступают с этим миром в борьбу? Я, уж, не буду приводить цифры уголовной преступности, садизма, педофилии, подростковых самоубийств, процессов по лишению родительских прав, преступлений на почве наркомании и алкоголизма, не говоря о ставшем уже банальностью, принимаемом всеми без исключения факте, что «жить и работать честно в современной России просто невозможно». Так, разве ваши дети не пытаются изо всех сил выжить в этом мире концентрированного зла и насилия, сохранив в себе, в том числе, привитые вами качества?! Разве не за добро и справедливость ведут они свою борьбу с миром, где муж может из ревности зарезать свою жену и троих детей, а жена из мести мужу выброситься с последнего этажа вместе со своим 3-летним ребенком?! 

Разве можно выжить в таком мире без временных уступок и компромиссов? На такое может быть способен разве что сумасшедший, либо фанатик-самоубийца, либо святой юродивый, либо отчаянный самопожертвователь вроде Александра Матросова. Вы хотите, чтобы ваши дети были такими? Или вы думаете, что они обретут свое место в жизни и продолжат род, будучи «ботаниками» и простодушными «лапочками»? Они могли соответствовать в какой-то степени подобному образу, пока находились всецело за вашей спиной и под вашей защитой, но теперь пришло время им самим готовить спины для защиты уже своих детей. Так, кто наивен, кто ошибается? Снова не «вы с мужем»?

В чем же не правы ваши дети? На какие ошибки вы так хотите им указать? Вы требуете от них буквального следования заповедям – «Возлюби врага своего. Если тебя ударили по одной щеке, подставь и другую. Если кто-то требует от тебя денег, отдай ему и свою рубашку»? Но вы должны понимать, для кого эти заповеди, и к чему приводит беспрекословное следование им? Куда приводит их исполнение, показал великий пророк силы божественной любви и великий страдалец, который их и провозгласил. Это путь на Голгофу. Для кого существуют эти заповеди, Он также указал своим примером – для мудрых и духовно сильных людей. Если вы будете маленькому ребенку «вдалбливать» принцип непротивления злу насилием, то превратите его просто в беспомощного, беззащитного и бесправного страдальца, не способного ни защитить себя, ни предоставить защиту ближнему.

Вы пишите, что у вас двое детей: скажите, когда они были маленькие и не могли поделить игрушку, вы заставляли одного из них по требованию другого отдавать сопернику все игрушки? Вы не переживали хотя бы в глубине души, когда ваш ребенок был обижен кем-то более сильным и не мог дать сдачи? Конечно, переживали. И благодаря этому ваши дети выросли ЖИЗНЕСПОСОБНЫМИ! Для них ли звучали эти заповеди, когда они были маленькими? Для кого угодно, только не для них! Если бы было так, они бы никогда не повзрослели. Могут ли они теперь буквально следовать этим заповедям, когда им противостоит целый мир? В принципе могут, но тогда и их жизнь, образно выражаясь, будет исчислена тридцатью тремя годами. Так для кого же звучала Нагорная проповедь? Отвечая на этот вопрос, я, наконец-то, перестану вас игнорировать. Она звучала и звучит до сих пор для… вас с мужем!

Она будет звучать и для ваших детей, когда из противостояния с миром обмана и жестокости, они вынесут собственное опытное понятие о добре и зле, а вместе с ним мудрость, а также — не лишенную силы доброту и рассудительную справедливость.

Вы говорите — «Что с нами? Почему мы разучились быть добрыми, справедливыми, терпимыми, сочувствующими?». А кого вы об этом спрашиваете? Почему вы спрашиваете об этом еще совсем молодых подростков? Почему вы спрашиваете меня, о том, ЧТО с вами? Думаете, я поставлю диагноз и назначу верное целительное средство? А ВЫ СПРОСИЛИ ОБ ЭТОМ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, СЕБЯ? А вас не коснулась жестокость этого мира, от которой «вы с мужем» стали НЕ беспредельно добрыми, НЕ бескомпромиссно справедливыми, НЕ абсолютно терпимыми и далеко НЕ всецело сочувствующими? На 100% процентов могу сказать, что не спросили. По крайней мере, точно не спрашивали осознанно и мучительно не искали ответ, потому что иначе не задавали бы этот вопрос мне и не искали изъянов в мировосприятии своих детей.

Хотя вы уже все поняли, я не буду отвечать вопросом на вопрос — «Почему мы разучились быть добрыми, справедливыми, терпимыми, сочувствующими?», а отвечу конкретно и однозначно — потому что мы все реже задаем такие вопросы самим себе! И так все чаще поступает каждый из нас. Мы все больше требуем, просим, молим, выторговываем доброту, справедливость, терпимость и сочувствие от кого-то другого! И так каждый из нас. И нам приходится противостоять каждому, и каждый противостоит нам.

Ваш вопрос абсолютно верен, но он почти всегда адресуется кому-то другому, и только по этой причине мы не получаем на него ответ, а зло в мире становится все более концентрированным. Задайте этот вопрос себе и концентрация зла в мире, пусть на толику, но обязательно уменьшится.

Кому может быть адресован призыв к добру? Для кого звучит Нагорная проповедь? Вся ее тайна и парадокс заключаются в том, что она НЕ ЗВУЧИТ НИ ДЛЯ КОГО! Ни для единого существа во всем мире! Она, как и всякий призыв к добру, звучит именно и только для… вас! Никак не для детей, и даже не для мужа…